- Пленник ("Кавк. плен.")
- Смотри также Литературные типы произведений Пушкина
— "Невольник чести беспощадной", "отступник света", "друг природы"; "одной" свободы он искал в подлунном мире. "Беспечной смелости" его черкесы грозные дивились; "вблизи видал он свой конец на поединках, твердый, хладный, встречая гибельный свинец". "Любил он прежде игры славы и жаждой гибели горел". "Пламенную младость он гордо начал без забот", "познал он радость, много милого любил, обнял грозное страданье, бурной жизнью погубил надежду, радость и желанье, и лучших дней воспоминанье в увядшем сердце заключил", и "умер" он "для счастья, надежды призрак улетел"; "отвык от сладострастья, для нежных чувств окаменел". "Людей и свет изведал он и знал неверной жизни цену. В сердцах друзей нашел измену, в мечтах любви — безумный сон, наскучив жертвой быть привычной давно презренной суеты, и неприязни двуязычной, и простодушной клеветы". "Лежала в сердце, как свинец, тоска любви без упованья". ("Нет, я не знал любви взаимной, любил один, страдал один"). "Не мог он сердцем отвечать любви младенческой, открытой" черкешенки; "с безмолвным сожаленьем на деву страстную взирал и, полный тяжких размышлений, словам любви ее внимал". "Забудь меня — твоей любви, твоих восторгов я не стою", — говорит он черкешенке. "Без упованья, без желаний, я вяну жертвою страстей. Ты видишь след любви несчастной, душевной бури след ужасный. Оставь меня, но пожалей о скорбной участи моей!" — "Недолго женскую любовь печалит хладная разлука — пройдет любовь, настанет скука, красавица полюбит вновь". — "Я твой навеки, я твой до гроба! — Ужасный край оставим оба, беги со мной!" и "к черкешенке простер он руки", когда цепь на ногах П. "распалась".
Критика: По выражению Белинского, Пленник — это "герой того времени". "Кавказский пленник" Пушкина застал общество в периоде его отрочества и почти на переходе из отрочества в юношество. Главное лицо его поэмы было "полным выражением этого состояния общества. И Пушкин был сам этим пленником, но только на ту пору, пока писал его. Осуществить в творческом произведении идеал, мучивший поэта, как его собственный недуг, — для поэта значит навсегда освободиться от него. Это же лицо является и в следующих поэмах Пушкина, но уже не таким, как в "Кавказском пленнике": следя за ним, вы беспрестанно застаете его в новом моменте развития и видите, что он движется, идет вперед, делается сознательнее, а потому и интереснее для вас".
Словарь литературных типов. - Пг.: Издание редакции журнала «Всходы». Под редакцией Н. Д. Носкова. 1908-1914.